Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.
Академик РАН АНДРЕЙ КАПРИН
ADKaprin

Новости

9 Ноября 2023

Уникальные операции НМИЦ радиологии: реконструкция нижней челюсти из малоберцовой кости

Пациент Ю.К. 73-х лет поступил в МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал НМИЦ радиологии Минздрава России в 2023 году с диагнозом «рак малых слюнных желез дна полости рта IV стадии».

Из анамнеза было известно, что в 2020 году ему удалили кисту в области нижней челюсти и часть передних нижних зубов. Конечно, сделали морфологическое исследование, которое данных за злокачественное новообразование не показало. Больного отправили под наблюдение по месту жительства, и через два года у него был выявлен очаг остеодеструкции во фронтальном отделе нижней челюсти, по поводу чего сделали биопсию, и данных за наличие злокачественной патологии обнаружено опять не было. В августе 2023 года опухоль вновь дала о себе знать, стала расти и в МГМСУ Евдокимова была выявлена мукоэпидермоидная карцинома малой слюной железы полости рта. Пациент был направлен к онкологу.

В отделении микрохирургии головы и шеи МНИОИ им. П.А. Герцена - констатировали: у пациента опухоль на мягких тканях дна полости рта с вовлечением в опухолевый процесс фронтального отдела нижней челюсти . Практически при удалении такой обширной зоны, которую занимал опухолевый процесс, человек мог бы остаться инвалидом на всю жизнь со всеми вытекающими: нарушением естественного процесса питания, глотания и речи. На междисциплинарном консилиуме Института был выработан план хирургического лечения с одновременной реконструкцией утраченной части нижней челюсти и мягких тканей полости рта.

Особенность современной реконструктивной микрохирургии – широкое использование IT-технологий. Перед операцией пациенту было выполнено виртуальное компьютерное моделирование с помощью CAD/CAM технологий, определены зоны удаляемых тканей и выбрано донорское место для реконструкции нижней челюсти. На сегодняшний день это «золотой стандарт» в реконструктивно-пластической хирургии опухолей головы и шеи. В данном случае в один этап планировалось выполнить сразу две операции: блоковую резекцию нижней челюсти, дна полости рта и микрохирургическую реконструкцию малоберцовым ауторансплантатом.

- Две бригады наших хирургов одновременно провели операцию по лечению и восстановлению жизненно важных функций этого пациента, - рассказывает заведующий отделением микрохирургии головы и шеи МНИОИ им. П.А. Герцена профессор Андрей Поляков. -
Одна бригада – Ирины Новиковой - удаляла опухоль и подготавливала реципиентные сосуды на шее к аутотрансплантации части малоберцовой кости. Другая – под руководством Александра Мордовского - производила забор этого аутотрансплантата на малоберцовых сосудах и придавала ему нужную конфигурацию по заранее изготовленным 3Д шаблонам.

Практически все хирурги отделения микрохирургии имеют несколько узкопрофильных специализаций: онколога, хирурга, микрохирурга, пластического хирурга, челюстно-лицевого хирурга и лор-врача. Ну, и конечно, обладают знаниями компьютерного моделирования. На их счету уже сотни людей с восстановленными функциями языка, гортани, глотки, челюсти. В отделении не просто удаляют пораженный орган, а возвращают людям возможность нормально есть, пить, общаться, самостоятельно себя обслуживать, заниматься любимой работой.

Операция по удалению опухоли и восстановлению утраченного органа путем аутотрансплантации - это слаженная работа коллектива, чьи действия согласованны до самых мелких манипуляций. Шаг за шагом хирурги делают свое дело: сначала удаляют опухоль на нижней челюсти и готовят место для «посадки» трансплантата.

Чтобы приживить пересаживаемый фрагмент с помощью операционного микроскопа сразу два хирурга сшивают сосуды диаметром 3-4 мм нитью тоньше человеческого волоса.
В это время вторая бригада,
выделив вместе с кровоснабжающим сосудом фрагмент малоберцовой кости, по заранее изготовленным шаблонам надпиливает его в нужных местах, сгибает, чтобы получилась деталь, повторяющая форму нижней челюсти.
Костный аутотрансплантат с индивидуальной титановой пластиной собирается как конструктор. Каждый винтик, который соединит «металлоконструкцию» и донорскую кость, «именной», он лежит в специальной опломбированной коробочке. Отметим, что эти детали изготавливаются по индивидуальному заказу на одном из российских предприятий.

И вот момент пластической хирургии: когда трансплантат закреплен на нужном месте, нужно восстановить в нем кровоснабжение путем сшивания под микроскопом сосудов, вернуть лицу прошлую форму и полную подвижность нижней челюсти.

- Пластическая хирургия – финал-апофеоз всей нашей работы, - говорит Ирина Валерьевна. – И в нашем отделении много настоящих мастеров этого дела.- Еще десять лет назад многие больные с опухолями гортани, языка, челюстей - больше 30 процентов - отказывались от операций, - говорит генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России академик РАН Андрей Каприн.- Они не хотели быть инвалидами и обузой себе и другим. С появлением новых реконструктивно-пластических технологий нам удается полностью социализировать таких пациентов.

Кстати, многие методы восстановления утраченных органов, разработанные в отделении микрохирургии, запатентованы и являются нашим ноу-хау. Но Центр своими «секретами» активно делится и обучает коллег из других онкологических клиник этому мастерству.


Возврат к списку

Полезные ресурсы

объясняем.рф Достоверно и наглядно о том, что важно прямо сейчас