История с нашей пациенткой Аленой случилась, на первый взгляд, обыкновенная воспалился аппендикс. Она сразу обратилась за помощью по месту жительства. А уже через полгода она лежала на операционном столе МНИОИ им. П.А. Герцена и хирурги сверяли по длинному списку 15 пунктов! план операции, что предстоит им сделать. По-научному это называется циторедукция, то есть нужно было удалить многие органы, расположенные в брюшном пространстве, которые поражены опухолевым процессом: часть брюшины, правый и левый купол диафрагмы, органы малого таза матку с придатками и сальником, желчный пузырь, селезенку, правый и левый фоновый канал И это только первый, хотя и очень объемный этап операции. Далее врачам в этой же операционной предстояло провести сеанс внутрибрюшинной гипертермической химиотерапии (HIPEС).
«У нашей пациентки очень редкое заболевание псевдомиксома брюшной полости. Один процент из всех онкозаболеваний ЖКТ. Это следствие развития муциноза в червеобразном отростке, проще говоря в аппендиксе. В какой-то момент там начинает скапливаться слизь муцин, который заполняет постепенно всю брюшинную полость, и опухоль сдавливает находящиеся рядом органы и проникает в них, поясняет оперирующий хирург, заведующий отделением абдоминальной хирургии к.м.н. Сергей Полуэктов. В нашем случае опухолевый процесс распространился уже достаточно широко и даже частично задел печень мы удалили и на ней капсулированный очаг поражения. В определенном смысле нам вместе с пациенткой повезло: раковые клетки не попали в прямую кишку, и ее нам удалось сохранить. Для обеспечения последующего нормального качества жизни это один из важнейших факторов».
«После намеченного плана хирургического вмешательства мы проведем ревизию выполненных манипуляций, поскольку операция большая, ушьем операционный шов, сделаем четыре небольших отверстия для дренажей, которые обеспечат адекватный вход и выход химиопрепарата-цитостатика в брюшную полость пациента», рассказывает старший научный сотрудник абдоминального отделения МНИОИ им. П.А. Герцена филиала НМИЦ радиологии Минздрава России к.м.н. Николай Гришин.
Для проведения сеанса такой химиотерапии отдельная бригада врачей-физиков и химиков подвезла к операционному столу и подключила специальный аппарат, нагревающий раствор до нужной температуры в 42 градуса и заставляющий его свободно циркулировать в брюшной полости в течение часа.
«В нашем институте накоплен большой опыт таких оперативных вмешательств, но внутрибрюшная химиотерапия вошла в практику сравнительно недавно, подчеркивает генеральный директор НМИЦ радиологии Минздрава России академик РАН Андрей Каприн. Новейшие методы, такие как хайпек (HIPEС) и пайпек (PIPAС), пришедшие в наши клиники с реализацией нацпроекта «Здравоохранение», значительно усиливают эффективность хирургических методов лечения и позволяют продлить жизнь пациентам, которым раньше онкологи не могли помочь».
Операция прошла в штатном режиме. Дома Алену ждут ее двое детишек, которые очень хотят, чтобы их мама поскорее вернулась к ним. Так что пожелаем нашей героине скорейшего восстановления и выздоровления!