Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.
Академик РАН АНДРЕЙ КАПРИН
ADKaprin

Новости

10 Февраля 2023

История МНИОИ в лицах. Яков Брускин. 1934-1941 гг.

Дорогие друзья, мы продолжаем серию публикаций о руководителях Московского научно – исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена в честь 125-летнего юбилея Института.

Несмотря на всемирно известное имя Института одной из самых малоизученных фигур в его истории остается Яков Моисеевич Брускин, ученик и сотрудник П.А Герцена, директор Центрального онкологического института Наркомздрава РСФСР – именно так наш Институт стал называться с 1934 года. Потребовалась серьезная архивная работа, чтобы собрать материал, который Вы прочитаете ниже.

Родился Яков Моисеевич Брускин в 1888 году в белорусском городе Полоцке в семье коммерсанта, которая вскоре перебралась в Курск, где юный Яков учился в мужской гимназии с 1900 по 1908 гг. В 1914 году он окончил медицинский факультет Харьковского императорского университета, и сразу же был призван в ряды действующей армии. Шла Первая мировая война.  Новоиспеченный медик был направлен младшим ординатором в 10-й Брест-литовский военный госпиталь.

На полях сражений Яков Брускин получил бесценный опыт военно – полевой хирургии. Не случайно предметом его пристального внимания после войны будут различные осложнения в костях, полученные от военных увечий.  А в жарком августе 1915-го перед занятием Брест-Литовска кайзеровскими войсками госпиталь был эвакуирован в Одессу, где Брускин проработал до 1918. В 1919 году Яков Моисеевич добровольцем записывается в Красную Армию, до 1922 года работая начальников 151-го и 7-го военных госпиталей в Москве.

Именно здесь, судя по всему, в 151-м военном госпитале и состоялась судьбоносная встреча Якова Моисеевича и Петра Александровича Герцена, который в годы Гражданской войны состоял консультантом по хирургии 151-го военного госпиталя. Очевидно, результатом этой совместной работы в госпитале стал приход в 1922 году Якова Моисеевича сначала ассистентом, а затем и доцентом в хирургическую клинику МГУ, где в это время Герцен возглавляя кафедру общей хирургии и только что был назначен директором Института опухолей.  Надо полагать, Яков Брускин не раз ассистировал на операциях Петру Александровичу.

У них вообще было много общего: оба участвовали в качестве госпитальных хирургов в Первой мировой войне, оба ушли на фронт добровольцами – Герцен на Японскую, Брускин – на Гражданскую войну. В 20-х - 30-х годах прошлого столетия Я.М. Брускин был в ряде командировок в Германии, Франции и Австрии, где работал в хирургических клиниках Берлина, Фрейбурга, Гамбурга, Бреслау, Парижа, Вены. Он прекрасно знал французский и немецкий, бегло говорил по-английски и, памятуя о том, что Герцен и сам начинал свою карьеру в Европе, можно сделать вывод, что это тоже их сближало.

Герцен и Брускин были не только коллегами, учителем и учеником, но и дружили домами, как сейчас бы сказали. В архиве музея Владимира Маяковского хранится интересная запись. Это рассказ певицы и жены репрессированного зама наркома здравоохранения РСФСР М.Г. Гуревича - Регины Яковлевны Гуревич о своих встречах с поэтом Владимиром Маяковским в 1925 году на вечерах «в доме профессора медицины Я. М. Брускина, где собиралась московская богема» - артисты, музыканты, известные врачи, в том числе – П.А. Герцен, с которым Яков Моисеевич работал в это время в хирургической клинике МГУ.

В это время вокруг П.А. Герцена сплотился звездный коллектив единомышленников, нацеленных на поиск новых методик лечения опасных заболеваний. Под его руководством Я.М. Брускиным в соавторстве с еще одним представителем этой плеяды, талантливейшим учёным-рентгенологом С. Р. Френкелем было издано несколько научных трудов по лучевой терапии онкобольных.

Научные интересы Якова Моисеевича касались актуальных вопросов хирургической клиники, новейших методов рентгенодиагностики, вопросов онкологии, методов оперативного вмешательства и топографической анатомии.

Но дальше, после вполне успешного дебюта в Москве, в 1929 году он вдруг переезжает в Казань, а затем в Саратов, где заведует кафедрами оперативной хирургии в местных медицинских вузах. Лишь в 1931 году он возвращается в Москву и начитает работать в Институте усовершенствования врачей (сегодня – РМАНПО Минздрава России), возглавляя кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии, а затем с 1939 года и онкологии.

23 ноября 1934 года выходит постановление Совнаркома СССР «Об организации борьбы с раковыми заболеваниями», по которому Институт лечения опухолей становится Центральным онкологическим институтом (ЦОИ) и переходит в ведение Наркомздрава РСФСР. В том же году П.А. Герцену присуждают звание заслуженного деятеля науки РСФСР и оставляют назначают заведовать кафедрой госпитальной хирургии Первого московского медицинского института (ныне – Сеченовский университет), которой он руководит до конца жизни.  в , А новым директором ЦОИ назначается Яков Моисеевич Брускин. На него возложены обязанности организации методической помощи онкологическим учреждениям страны и подготовки специалистов-онкологов.

В эти годы Брускин публикует свой главный научный труд– «Клиническая и топографическая анатомия», который выдержал несколько переизданий и не утратил значимости до наших дней. Это своего рода навигатор при диагностировании и лечении злокачественных опухолей. Всего за свою продолжительную жизнь он, как он асам писал в автобиографии, опубликовал 70 научных трудов, 7 из которых – монографии.

В годы его руководства в ЦОИ (МНИОИ) больших успехов добивается первая цитологическая лаборатория в стране и ее руководитель – профессор Н.Н. Шиллер-Волкова, основатель метода клинической цитологии в онкологии.  В 1939 году в Институте создана система регистрации и учета онкологических больных в городах, имевших онкологические учреждения.  А 29 октября 1939 года на базе ЦОИ была создана кафедра онкологии, которую возглавил профессор Я.М. Брускин.

В декабре 1941 года Яков Моисеевич отправляется в Ташкент и возглавляет там до 1943 года кафедру госпитальной хирургии Ташкентского института усовершенствования врачей, являясь одновременно главным хирургом Минздрава Узбекской ССР. Был ли этот переезд инициирован самим Брускиным или он выполнял приказ – точных сведений у нас нет. Во всяком случае, в личном деле его врачебная миссия в те нелегкие годы была отмечена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» , «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После возвращения в Москву в 1943 году он работал врачом-консультантом ряда московских клиник, с 1944 года – заведовал хирургическим отделением в Центральном институте экспертизы трудоспособности и трудоустройства инвалидов Минсоцобеспечения РСФСР и руководил там Ученым советом до конца своих дней. В этот период его интересовали не только проблемы осложнений после ранений в ортопедической области, но и в немалой степени маммология. Одна за другой выходят его книги, становившиеся практическими пособиями для врачей: «Дисгормональные заболевания молочной железы и их лечение» в 1962 году и «Гормоно-химиотерапия рака молочной железы» в 1969-м.

Скончался Яков Моисеевич Брускин в Москве 1976 году.

Благодарим редакцию «Брестского курьера» за фотографии Брест-литовского военного госпиталя периода Первой мировой войны, предоставленные внучкой Я.М. Брускина Юлианой Черниковой.

Пресс-служба НМИЦ радиологии Минздрава России


Возврат к списку

Полезные ресурсы

объясняем.рф Достоверно и наглядно о том, что важно прямо сейчас