В медицине бывают ситуации, когда спасение пациента требует не только высочайшего профессионализма врачей, но и способности работать в условиях высочайших рисков для жизни. Один из таких случаев произошел с нашим пациентом, который обратился в НМИЦ радиологии Минздрава России с диагнозом «рак левой почки» с гигантским опухолевым тромбозом, распространившимся в нижнюю полую вену и почти достигшим сердца. Этот крайне редкий и сложный случай потребовал слаженной работы мультидисциплинарной команды специалистов.
Пациент, 70-летний мужчина из Ульяновска, начал отмечать появление отечности в ногах, что и заставило его обратиться к врачам. В процессе диагностики специалисты обнаружили опухолевый тромб почечной вены, который проникал в нижнюю полую вену, а дальше — в правое предсердие. Тромб был огромным — более 20 см в длину. Врачи по месту жительства сразу поняли, что стандартными методами лечения здесь не обойтись, потребуется сложная операция, которая под силу только специалистам федерального центра.
«Такие случаи — редкость, в нашем отделении всего 5–6 в год. Когда мы пересмотрели данные компьютерной томографии, поняли, что ситуация критическая, — говорит Максим Головащенко, лечащий врач, хирург урологического отделения с химиотерапией МНИОИ им. П.А. Герцена. — Тромб уже доходил до предсердия, любое промедление было связано с риском для жизни. Оперировать пациента нужно было как можно скорее».
Операция продолжалась более трех часов и потребовала участия мультидисциплинарной команды специалистов, включая онкоурологов, торакальных хирургов, анестезиологов и кардиологов. В операционной бригаде, которую возглавил заместитель директора МНИОИ им. П.А. Герцена по хирургии Николай Воробьев, приняли участие заведующий торакальным отделением Олег Пикин и к.м.н. Максим Головащенко.
«Наша задача была максимально аккуратно работать с опухолевым тромбом, чтобы не повредить важнейшие сосуды, — рассказывает Николай Владимирович. — Мы создали доступ к почечной вене, затем перешли к нижней полой вене, и на самом краю сердца перешли к правому предсердию, где выполняли тончайшую работу с тромбом».
«Такое вмешательство требует особой осторожности и точности, — рассказывает Олег Валентинович. — Тромб был настолько большой и плотный, что каждый шаг мог привести к осложнениям, но нам удалось обойтись без критических ситуаций и подключения аппарата искусственного кровообращения».
Важно отметить, что вопрос о сохранении почки в этом случае не рассматривался. «Когда опухолевый тромб заполняет всю почечную вену, шанс на сохранение органа минимален, — поясняет Максим Петрович. — Но нам удалось сохранить максимально большой объем функциональных тканей, чтобы пациент мог в короткие сроки восстановиться и продолжить лечение».
Пациент быстро пошел на поправку: уже на следующий день его перевели в палату, а вскоре он был выписан домой. Но борьба за жизнь продолжается — впереди иммуно-таргетная терапия и наблюдение за динамикой заболевания. Но главное — благодаря операции удалось не только справиться с угрозой для жизни, но и создать надежную основу для продолжения системного лечения.