12 мая отмечается Международный день медицинских сестер, утвержденный по решению Международного Красного креста.
В этот день в 1820 году родилась Флоренс Найтингейл - английская медсестра, которая, организовала уход за раненными солдатами союзнических войск, а чуть позже, в Англии основала первые курсы сестер милосердия. Это произошло во время Крымской войны (1853 -1856 гг.), и тогда же на полях сражений и в госпиталях появились русские сёстры милосердия. В 1854 году Великая Княгиня Елена Павловна стала основательницей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия - предшественницы Русского общества Красного Креста.
По инициативе Н. И. Пирогова, под руководством которого работали сестры милосердия, впервые в истории военно-полевой хирургии была создана система распределения обязанностей по оказанию помощи раненым. Это на основании опыта Крымской войны Н. И. Пирогов напишет, что "будущее принадлежит предупредительной медицине". Доказали это и сестры милосердия, работавшие в труднейших условиях. В 1856 году была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины.
Сам праздник – День медицинской сестры – стал отмечаться в России с 1993 года. По данным ВОЗ на плечи медсестер возложено до 80% от всей заботы за больными. Работа трудна и физически, и эмоционально, требует любви и душевной теплоты. Сегодня в здравоохранении России насчитывается более 1,3 млн. человек среднего персонала. Об особенностях деятельности этой категории медицинских работников рассказывает главная медицинская сестра НМИЦ радиологии Минздрава России Наталья Зарубина.
- Наталья Юрьевна, Устав Крестовоздвиженской общины сестер милосердия был утвержден 25 октября 1854 года. Так что за плечами Ваших коллег 168 лет героического труда и самопожертвования. Не случайно эта служба родилась именно на полях сражений и была важнейшим условием спасения раненных бойцов.
-Да, наша история действительно полна имен и страниц, которыми мы можем гордиться. Совсем недавно отметили 77-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мало кто знает, что за годы войны советским Комитетом Красного Креста было подготовлено свыше 500 тысяч сандружинниц, 300 тысяч медсестер. Многие медицинские работники, в том числе и филиалов нашего НМИЦ радиологии, ушли на фронт. Это благодаря, в том числе, им после прохождения лечения в строй было возвращено 10,5 млн. раненных бойцов. Особенно поражают эти данные, если сравнить их с количеством воинов по состоянию на 1 июля 1941 года - их было 11,4 миллиона.
- Низкий поклон всем, кто спасал раненных на полях сражений, и всем, кто сегодня на своем "боевом" посту. А как Вы пришли в медицину?
- Несмотря на то, что в моей семье не было медиков, любовь к «лечению» близких у меня с детства. И о выборе медицинского училища, и дальнейшей судьбе не пожалела ни разу.
- Ваше первое место работы после медицинского училища – 20-я городская клиническая больница г. Москвы. Вы помните свой первый день?
- Конечно. Мы пришли целой группой, человек пять выпускников 22-го медучилища, и вместе с нашей первой наставницей – старшей медицинской сестрой неврологического отделения - делали обход будущего места службы. Знакомились, что где находилось, как располагалось. В санитарной комнате лежал только что умерший человек, я впервые в жизни так близко увидела смерть. На меня, конечно, это произвело сильнейшее впечатление.
- Но это никак не повлияло на вашу дальнейшую судьбу?
-Нет , я осталась в медицине и по распределению попала в отделение неврологии. Работа именно в этом отделении мне казалась самой тяжелой. Практически все пациенты – лежачие, тяжелобольные, и нагрузка на каждую медсестру была колоссальной. В отделении было 60 пациентов - каждого подмыть, покормить, каждому перестелить постель и выполнить все процедуры по назначениям врачей.
- И что Вам помогало выдержать эти нагрузки?
- Помогать другим – это веление души, наверное. Видеть, как дело твоих рук кому-то приносит облегчение, как преображаются лица пациентов, которые готовятся к выписке… Это придает жизни и работе смысл. К тому же мне очень повезло с наставниками. Наша первая старшая медсестра была нам как мама, учила, помогала, подсказывала, подкармливала и даже приглашала к себе домой на праздники. Это поддерживало морально: ты не один, вы – команда, и тебе всегда придут на помощь. Очень важное ощущение для молодых людей, начинающих свой путь в профессии. Да, и вообще по жизни.
- Вот великий наш хирург Пирогов писал, что сестры милосердия в первую очередь должны быть готовы к работе в экстремальных ситуациях - войны, катастрофы, эпидемии. И в то же время должны выступать как представительницы и защитницы интересов раненых и больных. Как Вы это прокомментируете?
- После нескольких лет работы в неврологическом отделении я думала, что мне уже ничего не страшно: все знаю, все умею. А вот когда меня перевели в отделение реанимации, тут я поняла – да, еще многому учиться. Здесь была совсем другая работа: очень мало времени на принятие решений, круглосуточный поток больных, постоянная мобилизация всех сил, наверное, как на войне. Здесь работа среднего медперсонала должна быть особенно четкой и слаженной с работой врачей. Современная медицина включает огромное количество новых препаратов, аппаратуры, приборов, знать действия которых мы обязаны. Поэтому должны постоянно учиться, развивать свою не только практическую, но и теоретическую базу. Я постоянно повышаю свой уровень знаний: в 2018 году получила высшее сестринское образование, окончила бакалавриат по специальности «Сестринское дело» в РУДН. На мой взгляд, для успешной реализации этих аспектов (профессионализм в работе и постоянное стремление к саморазвитию) очень важны два обстоятельства: атмосфера внутри коллектива и поощрение систематического получения новых знаний в твоем конкретном медучреждении.
В определенный период ГКБ №20 возглавлял Андрей Дмитриевич Каприн. Его авторитет «увел» за ним многих членов коллектива «двадцатки» в МНИОИ им. П.А. Герцена, где мне была доверена честь возглавить сестринскую службу.
- Чем-то отличалась работа медицинской сестры городской клинической больницы от работы в научно-исследовательском, да еще и онкологическом институте федерального значения?
- Да, это был совершенно другой опыт. В ГКБ работа – это практическая деятельность, которая выстроена в соответствии с существующими регламентами и приказами департамента здравоохранения, и главная задача медицинского персонала – обеспечить их выполнение. В МНИОИ же, помимо лечебной деятельности (практики), очень много внимания уделяется научной работе: поиску новых путей в борьбе против рака, поэтому, конечно, методы работы несколько другие. И задача руководства (в т.ч главной медицинской сестры) обеспечить развитие этих направлений: практики и науки. А значит, требуется еще больше новых знаний. Поэтому мы организовали специальные курсы, школы для медицинских сестер, на которых мы отрабатываем новые практики, знания, и затем ретранслируем их в регионы. Конечно, в моей предыдущей работе такого опыта не было.
- Я знаю, Вы стали одним из организаторов Ассоциации онкологических медсестер. Какова цель этого шага?
- Вместе с Ассоциацией онкологов России наша Ассоциация помогает выстраивать систему обмена опыта между регионами и трансляцию новых знаний.
- Позвольте от лица коллектива Центра поздравить Вас и всех медицинских сестер с профессиональным праздником и пожелать Вам терпения и здоровья. Вы очень нужны в нашем мире, спасибо вам, что вы есть!
Пресс-служба НМИЦ радиологии Минздрава России.