Вы используете устаревший браузер. Для более быстрого и безопасного просмотра веб-страниц обновите приложение бесплатно сегодня.
Академик РАН АНДРЕЙ КАПРИН
ADKaprin

Новости

13 Января 2023

В 2023 году МНИОИ им. П.А. Герцена отмечает 125-летие

Дорогие друзья! В 2023 году мы отмечаем 125-летие старейшего в Европе онкологического центра – Московского научно-исследовательского онкологического института имени Петра Александровича Герцена, ныне – филиала НМИЦ радиологии Минздрава России. История этого научного и лечебного учреждения полна ярких и трагических страниц. Мы начинаем серию публикаций о людях, возглавлявших Институт за эти 125 лет, и составляющих славу российской медицины.

Впервые идею создания «лечебницы-приюта для одержимых pаком и другими злокачественными опухолями» высказал 12 (24) февраля 1898 года на заседании правления Московского императорского университета заведующий кафедрой госпитальной хирургии профессор Лев Львович Лёвшин. Блестящий ученый и практик, действительный статский советник, участник русско-турецкой войны, он стал первым директором и до конца жизни возглавлял созданный им Институт лечения опухолей, построенный на средства известных меценатов и фабрикантов Морозовых на Девичьем Поле (1898 – 1911 гг.).

Правление университета поддержало предложение Л.Л. Лёвшина и в том же году – 8 мая – Московская городская дума приняла окончательное решение о создании Ракового института.

Этот год и стал годом основания Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена – первого онкологического учреждения не только в России, но и в Европе.

В 1898 году у купца Дмитрия Петровича Сторожева за 50 тысяч рублей был куплен участок земли на Малой Царицынской улице (ныне Малой Пироговской), где было начато строительство лечебницы и через пять лет, в 1903 году, состоялось торжественное открытие Института опухолей имени Морозовых при Московском университете. Институт несколько раз переименовывался, однако его главной задачей всегда была помощь больным с злокачественными новообразованиями.

Л.Л. Лёвшин был представителем старинного дворянского рода, верой и правдой служившего родному Отечеству. Его отец дослужился до звания генерал-майора артиллерии, а сын, хоть и пошел по медицинской стезе, окончив Петербургскую медико-хирургическую академию с золотой медалью, свое первое назначение получил в Военно-сухопутный госпиталь, а затем уже, защитив докторскую диссертацию по лимфатической и кровеносной системам, состоял врачом лейб-гвардии Павловского полка.

Предложение Лёвшина о строительстве в Москве госпиталя, в первую очередь – для тяжелобольных ветеранов войны, горячо поддержали москвичи. Стройка велась на частные пожертвования и, по сути, была народным проектом. И самым значительным вкладом стала помощь известных московских фабрикантов и меценатов Морозовых. Семья пожертвовала на возведение и обустройство «раковой лечебницы» 250 тысяч рублей золотом, за что долгое время благодарные горожане называли ее Морозовской.

У Морозовых были свои счеты с этой коварной болезнью. Варваре было 6 лет, когда от рака умерла ее мать. Поэтому дочь со всей страстью души следила за строительством и помогала решать многие вопросы. Лечебница-приют находилась неподалеку от Клинического городка на Девичьем Поле, в котором был построен специальный корпус, получивший название Института злокачественных опухолей.

Для этих целей городская дума приобрела участок земли и пригласила самого модного в то время московского архитектора – Романа Клейна, автора зданий Музея изобразительных искусств имени Пушкина, ЦУМа, Бородинского моста, для работы над новым проектом.

Он охотно согласился и вместе с военным инженером Иваном Рербергом, также принявшим участие в строительстве «ракового института», отказался от вознаграждения за свою работу. Клейн к тому же внес 5 тысяч рублей в фонд строительства и благоустройства клиники.

А электрификацию здания бесплатно провел известный физик Пётр Лебедев. Но не только фабриканты и высший свет откликнулись на призыв профессора Лёвшина помочь тяжелобольным раковыми опухолями. Все без исключения врачи долгое время работали в клинике «за штатом» – то есть, бесплатно.

В 1900 году Лев Львович оставил университетскую кафедру и до конца жизни посвятил себя Институту опухолей и основанию русской онкологической школы. Именно по его инициативе при госпитальной хирургической клинике был создан первый рентгеновский кабинет. Он, по сути, был основоположником статистики в онкологии, разослав по регионам страны 15 тысяч учетных карт для регистрации больных раком.

Профессор Лёвшин – автор первого издания «Российской хирургии». Умер Лев Львович в 1911 году в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.

К этому времени фонд больницы насчитывал 65 коек с палатами на одного-двух человек. В штате учреждения состояли 24 человека: директор, заместитель директора, четыре ординатора, два надзирателя, 15 сиделок и один письмоводитель. Врачи, как мы уже отмечали, работали вне штата, бесплатно.

В начале XX века в институте ежегодно проводилось около 100 операций. В мемориальном кабинете П.А. Герцена наряду с другими бесценными документами хранятся и дневники операций 1918 года, заполненные рукой представителей блестящей русской школы хирургов, в том числе ученика Льва Львовича – Владимира Матвеевича Зыкова, ставшего его преемником на посту директора института в 1911 году. О его служении медицине и Отечеству мы расскажем в следующий раз.

Пресс-служба НМИЦ радиологии Минздрава России


Возврат к списку

Полезные ресурсы

объясняем.рф Достоверно и наглядно о том, что важно прямо сейчас